За скульптурой лётчика находится поле. На этом поле в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 находился аэродром, который связывал партизанскую зону с большой землёй находится в 0,5 км на восход от деревни Селявщина, там где с 1942 года по ноябрь 1943 г существовал партизанский аэродром.
Полеты в партизанские зоны Витебщины проводил 105 отдельный гвардейский авиаполк. Основной аэродром находился в Понизовье, а аэродром так называемого «подскока» выбрали поближе к линии фронта. Полёты совершали в тыл противника на 150 км с посадкой в селе Селявщина, расположенном в сорока километрах от Полоцка. Руководителем полетов был назначен штурман полка майор Александр Бойко.
На протяжении года, через Селявщинский аэродром партизаны получили до трехсот тонн военного груза, на оккупированную территорию доставлено с советского тыла почти триста человек. На самолетах вывозили в советский тыл раненых и больных, женщин и детей, партизанскую почту.
Летать к партизанам приходилось каждый день. Лётчики забрасывали разведчиков, перед которыми стояла задача: пройти из партизанского края все немецкие тылы, выйти на Большую землю и доложить обо всём увиденном на оккупированной территории. Были такие смельчаки, которых по 8 раз забрасывали в тыл врага, и они выходили на Большую землю. Партизаны специального отряда по обслуживанию аэродрома встречали самолёты, охраняли важные грузы, отправляли раненых на Большую землю.
В боевых операциях выделились летчики А.П. Мамкин и Л. Тарасов, А.В. Жога. Летчики 105-гвардейского авиаполка А.П. Мамкин, Д.П. Кузнецов совершили подвиг, спасая детей из полоцкого детского дома 10.04.1944г. Прототип лётчика Мамкина А.П. стал основой для создания скульптуры.
БИОГРАФИЯ МАМКИНА А.П. (Родился Мамкин Александр Петрович в 1916 году в селе Крестьянское Воронежской области. В 1936 году поступил в Балашовскую школу ГВФ. После окончания школы был направлен в Таджикское управление гражданского воздушного флота. С 1942 года служил в действующей армии в рядах 105-го гвардейского отдельного авиаполка (ОГАП) гражданского воздушного флота. За время службы совершил не менее 70 ночных вылетов в тыл врага в расположение партизанских отрядов на самолёте Р-5. Скончался от ожогов 17 апреля 1944 года. Награжден орденами Красного знамени, Отечественной войны, медалью "Партизану Отечественной войны".
ИСТОРИЯ ПОДВИГА МАМКИНА А.П.
В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года в самолет Мамкина удалось вместить 10 детей, двух раненых партизан и воспитательницу Валентину Латко. При пересечении линии фронта Р-5 был атакован истребителем и загорелся. У Мамкина был парашют, но допустить гибель детей он не мог. И посадил самолет, управляя им в горящей кабине. От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота. Горела одежда, горел шлемофон, плавились лётные очки. Ноги Александра обуглились до костей, но он продолжал полёт, пока не нашёл подходящую площадку на берегу озера недалеко от расположения советских частей. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда. Подоспевшие солдаты немедленно переправили Александра в госпиталь, но ожоги были слишком обширны и сильны. 17 апреля 1944 года он скончался. Все пассажиры самолёта спаслись.
Из архивной справки Центрального архива города Подольска: «В донесении командира первой транспортно-бомбардировочной авиаэскадрильи 105 ОГАП ГВФ командиру о боевой работе за апрель 1944г. в разделе «боевые потери» указано: «В ночь с 10 на 11 апреля самолёт Р-5 02-03, пилотируемый гвардии лейтенантом Мамкиным, при возвращении на базу с партизанской площадки Вечелье, не долетая линии фронта, был подбит зенитным огнём противника, от чего загорелся в воздухе. На горящем самолете, сгорая заживо, летчик Мамкин произвел посадку на берегу озера Болныря. В результате чего были спасены 10 детей, 2 раненых партизана и воспитательница».
Как мог ничего не видящий человек с вплавившимися в лицо очками — «консервами» лететь? Как мог держать штурвал. Как мог обгоревшими до косточек ногами нажимать на педали и совершить посадку?
ПАМЯТЬ
Кадры кинохроники с лётчиком Мамкиным и детьми вошли в фильмы «Народные мстители», «Дорога без привала», 4 серию эпопеи «Великая Отечественная война» (4-я серия), а также в седьмой фильм белорусского документального цикла «Война. Известная и неизвестная». В 227-й школе Москвы существует музей боевой славы 105-го авиаполка ГВФ. В школе № 1 Велижа был создан музей Александра Мамкина. На школе в Репьевском районе Воронежской области, где учился Александр установлена мемориальная доска. Именем А. П. Мамкина названа улица в Полоцке. Около деревни Селявщина Россонского района Витебской области на месте партизанского аэродрома возведен памятник А. П. Мамкину. Недалеко от вероятного места последнего приземления самолета А. П. Мамкина в деревне Труды Полоцкого района установлен обелиск.
ФОТО 1974 года