В ноябре 1943 года войска 1-го Прибалтийского фронта вышли к рубежам Россонского района. 3 ноября в районе села Перевоз соединились партизаны и передовые части Красной Армии. В течение ноября 219-я стрелковая дивизия и 101-я отдельная стрелковая бригада вели бои за освобождение Россонщины. К концу месяца линия фронта была установлена вдоль западного берега озера Нещердо.
В ноябре 1943 года в восточной части Россонского района был создан фронт, просуществовавший до июля 1944 года, когда войска 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта освободили Россонщину.
Последнее перезахоронение защитников Родины в братской могиле было 14.04.1980 года. Перезахоронены из деревень Заборского сельского совета. Его приурочили к 35-летию Великой Победы. Тогда же была заложена и аллея Памяти. Спустя почти 40 лет мемориал обновили, облагородили. В процессе реконструкции приняли участие как местная власть, так и неравнодушные к истории своего края жители Россонщины.
В братской могиле захоронены красноармейцы и партизаны, погибшие в боях или умершие от ран в военном госпитале, расположенном в деревне Гришино. Известны имена 244 человек. Это бойцы и командиры 119-й, 219-й, 358-й, 325-й, 360-й стрелковых дивизий, 51-й гвардейской стрелковой дивизии, 171-го отдельного танкового батальона.
Освобождение района глазами участников былых боев
Из воспоминаний бывшего комсорга 673-го артиллерийского полка 219 - й Идрицкой Краснознамённой дивизии А.М. Дорофеева (Память: историко- документальная хроника Россонского района / Б.И. Саченко [и др . ].– Минск: Белорусская Энциклопеди , 1994. — 558 с .)
5 ноября 1943 г. дивизия получила приказ: незаметно перейти линию фронта и выйти в Россонский район, во взаимодействии с партизанами удержать, а по возможности расширить партизанский район, своими боевыми действиями сковать значительные силы противника. В ночь с 5 на 6 ноября дивизия в сопровождении партизанских проводников выступила маршем. Личный состав был предупрежден, причем весьма строго: во время марша не скрипеть, не курить, не шуметь и даже не разговаривать, быть готовым к бою в любой момент. Двигаясь таким образом перед носом у врага по узким лесным и болотистым тропинкам, части дивизии незамеченными вышели в тыл гитлеровцам.
Поздно ночью с 6 на 7 ноября части дивизии подошли к небольшой деревеньке Перевоз. Дальше путь преграждали два больших озера, соединенных 40-метровой протокой. Из деревни доносился шум, какие-то крики, лай собак, скрип повозок. Посланные разведчики принесли плохие новости - жители села эвакуировались в связи с приближением фашистских карателей. Появление наших солдат для крестьян было полной неожиданностью. Произошла волнительная встреча. Возгласы приветствий, крики радости - все слилось в человеческом водовороте . На митинги не было времени. Срочно нужно было наладить переправу через межозерную протоку и двигаться дальше. Дорога была каждая минута. При активной помощи жителей села, которые остановили эвакуацию, переправа была налажена. Первыми переправились батальоны 710-го стрелкового полка, за ними батареи 673-го артиллерийского полка. Организованно переправились и другие части и подразделения. К рассвету 7 ноября дивизия закончила переправу.
После короткого отдыха снова марш, дивизия стремилась опередить врага. К 10 часам 7 ноября она вышла на рубеж Антоново, Еремеево, Мураги, Юзефово, Лисицы и силами двух стрелковых полков - 710-го и 375-го - перешла в наступление против фашистов.
Благодаря стремительной атаке наши части в первые часы наступления овладели населенными пунктами Пунище, Жары, Байдино и в районе д. Нивье захватили шоссе Воронино - Горбачево, уничтожив около 300 солдат противника.
В этих боях многие солдаты и офицеры проявили мужество и отвагу. Выйдя в заданный район к северо-западу от деревни Голубово, солдаты 7-й батареи 673 - го артиллерийского полка на опушке леса столкнулись с большой группой фашистских автоматчиков. Встреча для обеих сторон была довольно неожиданной. Успех боя зависел в первую очередь от скорости действий, выносливости и смекалки. Командир 3 - го артдивизиона капитан Владимир Рзянин, находившийся на батарее, быстро дал команду: «К бою, немцы справа!», а сам с пушечными расчетами в считанные секунды развернул два орудия и поразил гитлеровцев прямым попаданием. Оставляя убитых, немцы разбежались по лесу в поисках спасения. Интересный случай произошел с командиром 673 - го артиллерийского полка подполковником Е.Ф. Салиным. Пробираясь на НП полка, он столкнулся лицом к лицу с фашистским автоматчиком. Воспользовавшись замешательством фашиста, Салин обезоружил противника и взял его в плен.
Пехотинцы сражались храбро. Особый героизм проявил парторг 2- й стрелковой роты 710- го стрелкового полка, помощник командир взвода Змеев. Он первым пошел в атаку и повел за собой весь взвод. Ворвавшись в траншею противника перед д. Пунище, он лично уничтожил 5 гитлеровцев, около десятка уничтожили бойцы взвода. Остальные убежали .
Красноармеец 375-го стрелкового полка коммунист Мельников первым ворвался в деревню Пунище и поднял там красный флаг .
Отступив под натиском наших частей на запад и северо-запад, противник, имея численный перевес, закрепился на рубеже Заблудовье — Кулешово — Жары — Воронино — Поречье-2 и оказал упорное сопротивление .
В течение дня 8 ноября 1943 г. гитлеровцы 12 раз бросались в контратаки, пытаясь восстановить прежнее положение своих войск, но успеха не имели. Отбив все атаки противника, дивизия за день до боя уничтожила около батальона вражеской пехоты, подбила 2 танка, уничтожила 2 зенитных орудия, более 50 повозок с различными грузами.
Большую помощь нашим частям оказали партизанские бригады, которые действовали на флангах и в тылу фашистских войск. Они не только уничтожали фашистских захватчиков, но и снабжали наши части ценными сведениями о передвижении немецких воинских частей. На протяжении 9-12 ноября противник пытался несколько раз выбить нас с занятого рубежа. Ценой больших потерь гитлеровцам удалось немного потеснить 1-й батальон 710-го стрелкового полка. В этом бою выделились солдаты 3-й артбатареи нашего полка, находившиеся вместе с командиром старшим лейтенантом Крыловым на НП батареи. Связисты и разведчики попали в окружение гитлеровцев на небольшой высоте. Наших было 6-7 человек во главе со старшим лейтенантом Крыловым. Боеприпасы закончились. Уже выразительно доносились со стороны гитлеровцев крики: «Рус, сдавайся!». Крылов снял трубку. Связь с батареей работала. Он вызвал огонь на себя. Озверевшие фашисты, ворвавшиеся на высоту, были сметены огнем 122-миллиметровых гаубиц. Оставляя груды трупов, фашисты отошли. В этом бою особенно выделился красноармеец 710 – го полка Самозин. Несмотря на ранение, он заменил выбывшего со стороя командира и возглавил атаку взвода. Под его командованием взвод уничтожил более 20 гитлеровцев, остальные убежали. Старший лейтенант Крылов и некоторые солдаты чудом остались живы. Убедившись в несостоятельности своих атак, гитлеровцы перешли к обороне. Закрепились на занятых рубежах и наши части. В результате пятидневных боев на территории партизанского края дивизия выполнила поставленную задачу.
Из воспоминаний бывшего командира батареи 76-мм полковых орудий 1188-го стрелкового полка 357-й стрелковой дивизии полковника в отставке Николая Степановича Якименко (Память: историко- документальная хроника Россонского района / Б.И. Саченко [и др . ].– Минск: Белорусская Энциклопеди , 1994. — 558 с .)
357-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Александра Георгиевича Кудрявцева одной из первых начала освобождение многострадальной земли Белоруссии . Осенью 1943 г. полки дивизии - 1188-й, 1190-й, 1192 -й стрелковый, 923-й артиллерийский - и специальные части и подразделения после успешного завершения Невельской операции в составе 3 - й ударной армии подошли к белорусской границе.
Местность в полосе действия дивизии на границе Невельского и Россонского районов лессисто-болотистая, холмистая, со слаборазвитой сетью проселочных дорог.
Противник, хотя и не имел долговременной позиционной обороны в этом районе, но, умело используя местность, хорошо подготовил её к обороне. Её основу составляли опорные пункты, расположенные на отдельных высотах. Они были, как правило, хорошо укреплены, а танкодоступные участки были заминированы.
Преодолеть защиту гитлеровцев в районе деревень Бухово и Уклеенка не удалось. Генерал А.Г. Кудрявцев, боевой, опытный командир дивизии, имея большой опыт боев в лесах и болотах, быстро разобрался и оценил обстановку. Он решил не дать возможности противнику подтянуть резервы для усиления своей обороны, и только своими усилиями, совершив маневр, овладеть опорными пунктами в Бухове, на безымянной высоте восточнее его и в Уклеенке.
Перед Буховом были остановлены и вели огневой бой 1-й и 2-й стрелковые батальоны (командиры майор И.А. Шатохин и капитан М.А. Струков) 1186-го стрелкового полка, которым командовал подполковник А.Н. Кашкаров. Не мог двигаться вперед и левофланговый полк дивизии подполковника М.И. Кусяки, который залег перед опорным пунктом Уклеенка.
Командир артиллерии дивизии полковник М.Д. Засовский, как никто другой, понимал, что судьба во многом зависит от артиллерийской поддержки, и поэтому постоянно торопил артиллерийские части и подразделения дивизии, а также приписанный к дивизии артиллерийский дивизион.
Особенно тяжело приходилось службам артиллерийского обеспечения во главе с неутомимым ижевским инженером-оружейником майором М.П. Поповым. На новые огневые позиции необходимо было в короткие сроки доставить запас боеприпасов. Большую помощь оказывали артиллеристы и минометчики, которые переносили на руках снаряды и мины там, где не могла пройти техника. Полковая и батальонная артиллерия оказалась в этих условиях в наилучшем положении, так как снаряды и мины сюда подвозились на лошадях, а они могли успешно идти без дорог.
Многое успели сделать разведчики дивизии, особенно командир разведвзвода 1188-го стрелкового полка лейтенант Г.Г. Андросов.
В 12 часов 30 минут командир дивизии, убедившись в готовности стрелковых полков 1-го эшелона дивизии подполковников А.Н. Кашкарова и М.И. Кусяки к атаке, а также в готовности артиллерии дивизии к открытию огня, приказал подполковнику М.Д. Засовскому приступить к артиллерийской подготовке. Полковые артиллерийские группы, сформированные заранее в стрелковых полках 1-го эшелона дивизии, единогласно открыли огонь по разведанным целям в опорных пунктах Бухова, на безымянной высоте восточнее его, и в Уклеенке, а также по огневым позициям минометов противника, которые были разведаны перед боем. Полковые и батальонные минометы в этот период уничтожили живую силу и огневые средства противника перед фронтом своих стрелковых подразделений. Орудия полков 1-го эшелона вели огонь прямой наводкой.
Артиллерийская подготовка была короткой. А так как наша пехота находилась перед опорным пунктом противника на открытых участках на расстоянии около 500 м, то она до окончания артиллерийского огня начала продвигаться вперед, чтобы под ее прикрытием подойти на безопасное расстояние от огня своей артиллерии. Наша пехота атаковала передний край опорных пунктов противника.
Наибольшего успеха сразу же добился 2-й стрелковый батальон 1188-го стрелкового полка под командованием капитана М.А. Струкова, который наступал на северо-западную окраину Бухова. Он захватил 1-ю траншею опорного пункта и, не останавливаясь на ней, двинулся в глубину, умело маневрируя и обходя очаги сопротивления противника, хорошо используя огонь данной полковой батареи 76-мм орудий и своей минометной роты. А вот 1-й стрелковый батальон майора А. И. Шатохина был вынужден залечь перед опорным пунктом на безымянной высоте восточнее Бухова и вести огонь с места. Незначительных успехов в первый час боя добился и полк подполковника М. И. Кусяки, его левофланговый батальон все же овладел 1-й траншеей и, ведя огонь, медленно двигался на юг, обходя опорный пункт Уклеенка с востока.
Генерал А.Г. Кудрявцев оценил положение и решил окружить противника в районе Уклеенки, Бухова, северных склонов высоты, расположенной юго-западнее Уклеенки, и уничтожить его, затем наступать в направлении Слободы и западного берега озера Вядета.
Для реализации принятого решения батальон капитана М. А. Струкова был усилен еще одним артиллерийским дивизионом 923-го артиллерийского полка, и на направление его действий выделен 2-й эшелон полка - 3-й стрелковый батальон. Почти такое же усиление было принято и для левофлангового батальона 1190-го стрелкового полка. Через два часа командир 1188-го стрелкового полка подполковник А.Н. Кашкаров доложил командиру дивизии: «Батальон капитана М.А. Струкова, обойдя западнее опорный пункт Бухова и уничтожив прямой наводкой ряд огневых средств противника на его южной окраине огнем артиллерии с закрытых позиций, а также орудиями батареи 76-мм орудий полка, успешно продвигается на юг вдоль восточного берега р.Дриса, не встречая сопротивления противника. Я нахожусь со 2-м эшелоном полка - 3-м стрелковым батальоном в 1 км южнее Бухова. Батальон майора И.А. Шатохина, встретив слабое сопротивление противника, захватил опорный пункт на безымянной высоте восточнее Бухова и двигается на юг. Думаю, что противник, опасаясь окружения, стал отступать». Хотя левофланговый 1-й 190-й стрелковый полк дивизии был менее успешен в начале боя, но затем, используя успех своего правого соседа, также добился положительных результатов. Боевая задача была выполнена.
Мемориал в Гришино Россонского района реконструируют за средства, заработанные населением на районном субботнике
В ПАМЯТЬ О ПАВШИХ ЗАЩИТНИКАХ. В ГРИШИНО ОТКРЫЛИ ОБНОВЛЁННЫЙ ПАМЯТНИК
В Россонском районе открыли обновлённый мемориал воинам-освободителям
Обновленный памятник открыли на месте воинского захоронения в Гришино Россонского района
Обновленный мемориал защитникам Отечества открыли в Россонском районе
Вечная слава героям! В Россонском районе после реконструкции открыли мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны защитникам Отчества
Стела на воинском кладбище, в 100 м восточнее д. Гришино, Россонский район, Витебская область