РУС БЕЛ ENG

РАЗноцветНАЯ суббота

Шестой день недели — суббота — является органичной частью целостной учебно-воспитательной системы Центра детей и молодёжи. 

Основные направления организационно-воспитательной работы Центра:

 

- работа объединений по интересам согласно расписания занятий;

- проведение спортивно-массовых и профилактических мероприятий среди обучающихся;

- организация выставок детского творчества;

- благотворительная деятельность (акции, праздники, концерты, поздравления, встречи, мастер-классы);

- организация экскурсий, походов;

- организация концертных и игровых программ.

Проект представляет организаторам воспитательного процесса большую свободу творчества. Он составлен с учётом ориентиров, обозначенных в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 годы, а также согласно календаря знаменательных и памятных дат.

 

Целевая группа: педагогические и детские коллективы ЦДиМ, законные представители несовершеннолетних, общественные организации, учреждения и организации района.

Цели и задачи воспитательной работы в шестой школьный день

29.09.2023
Цель: создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, формирование единого воспитательного пространства «Центр-семья-школа-социум». Задачи: 1. Содействовать укреплению физического и морального здоровья, интеллектуальному развитию и гражданскому становлению учащихся. 2. Создать условия для самовыражения, самореализации и самосовершенствования, учащихся посредством организации свободного времени детей и подростков в сфере художественного творчества и досуга. 3. Расширить деятельность детских и молодёжных объединений. 4. Укрепить взаимодействие ЦДиМ, образовательных учреждений, семьи, социума. 5. Осуществить профилактику девиантного поведения учащихся, негативных социальных явлений в детской и молодёжной среде педагогическими средствами.
развернуть

Цели воспитательной работы в шестой школьный день:

- укрепление физического, психического и морального здоровья;

- создание эффективной системы гражданского и патриотического воспитания;

- интеллектуальное развитие и гражданское становление школьника;

- участие детей и подростков в полезных делах и акциях.

 

Задачи воспитательной работы в шестой школьный день:

- формировать у детей и молодёжи гражданской позиции посредством участия в социально значимых делах, развитие социальной активности;

- приобщать детей и молодёжь к нравственно-духовным ценностям, через заботу и сохранение природного и культурного богатства своей Родины;

- формировать патриотизм у детей и молодёжи, уважение к ветеранам ВОВ и местам воинской славы;

- формировать потребность у молодого поколения к заботе о Родине, её интересах в защите и сохранении экологических ресурсов;

- формировать гармонично развитую общественно активную личность;

- повышать нравственную и эстетическую культуру учащихся;

- создать условия успешной социализации личности ребёнка;

- восстанавливать и развивать физические и духовные силы детей соответствующей организацией досуга.

свернуть

План работы ГУДО «Россонский Центр детей и молодёжи» в рамках проекта «РАЗНоцветнЫЕ субботы»

01.09.2023
Цель проекта – создание единого воспитательного пространства в шестой день, которое помогает личностному росту учащихся, их самоопределению, самоутверждению, самореализации в различных видах деятельности.
развернуть

                             АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

 

Внимание к личности ребенка, его индивидуальности, раскрытие, развитие и реализация его способностей, личностных качеств обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса в шестой день. Наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы каждый ребёнок имел как можно больше возможностей для творческого развития, самоутверждения и самореализации, чтобы в шестой день недели обучающиеся могли принять активное участие в мероприятиях, направленных на интеллектуальное развитие, гражданское становление, приобретение и развитие трудовых навыков, на укрепление физического здоровья.

Для объединения усилий детей и взрослых в достижении образовательных, информационных, нравственных задач по решению педагогического совета учреждения был разработан проект под общим названием «РАЗНоцветнЫЕ субботы». Сущность проекта состояла в том, чтобы организовать разнообразный эффективный, социально-значимый, познавательный и полезный досуг учащихся в субботний день недели.

Идея проекта состоит в том, чтобы через разнообразные мероприятия реализовать творческий потенциал ребенка, повысить уровень его познавательной активности, способствовать эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, включить родителей в процесс воспитания личности ребенка.

Работая над проектом первым и самым важным для нас было наполнить жизнь Центра детей и молодёжи многообразной по содержанию деятельностью, использовать формы массовой, коллективной, групповой, индивидуальной работы с учащимися, которые бы позволили каждому из них включиться в интересную и значимую для него деятельность.

Сохранение психологического здоровья учащихся также является важнейшей задачей, поэтому уделяем внимание вопросам здорового питания, экологии окружающей среды, необходимости физических нагрузок и двигательной активности.

Почему мы назвали проект «РАЗНоцветнЫЕ субботы». С одной стороны, они РАЗНЫЕ, то есть разнообразные по наполнению, по форме проведения, а с другой стороны цветные – соответствуют тому или иному цвету в психологии. Психологами давно установлено, что цвет значительно влияет на психоэмоциональное восприятие человеком различных вещей. В нашем случае каждая суббота цветная в зависимости от названия мероприятия и его содержания.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 

Внимание к личности ребенка, его индивидуальности, раскрытие, развитие и реализация его способностей, личностных качеств обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса. Субботние дни в большинстве своем стали днями развития, интеллектуального развития и личностного становления, позволяющими актуализировать творческие способности учащихся, сформировать у них устойчивый интерес к познавательной деятельности, целенаправленно и систематически укреплять физическое и психическое здоровье детей.

В нашем учреждении проводится серьезная работа по содержательному наполнению свободного дня, наметилась определенная стабильность и системность в его организации. Однако острым стал вопрос, как увеличить процент посещаемости учащимися шестого дня, чтобы продолжать воспитывать привычку к содержательному досугу, здоровому образу жизни, вовлекать молодежь в творческую и социально значимую деятельность.

Для учащихся созданы условия для самовыражения и самоутверждения личности. Основными аспектами проекта являются включение детей и молодёжи в активную общественную жизнь и осознание им основной социальной роли человека. Участие педагогов, учащихся, родителей, общественных организаций, совместное творчество и фантазия - главные принципы субботнего дня.

Таким образом, воспитательная работа в 6-й день, являясь частью целостной системы воспитания УДОДиМ, ориентирована на организацию активного отдыха, которая способствует снижению усталости, укреплению здоровья учащихся, их интеллектуальному развитию и гражданскому становлению.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 

Цель проекта – создание единого воспитательного пространства в шестой день, которое помогает личностному росту учащихся, их самоопределению, самоутверждению, самореализации в различных видах деятельности.

Задачи:

1. создать модель организации шестого дня для реализации воспитательных функций образовательного процесса;

2. содействовать творческому личностному развитию учащихся их их самоопределению, самоутверждению, самореализации, опираясь на индивидуальные особенности личности;

3. расширить культурное пространство личности учащихся, развить его потенциал с помощью разнообразных видов организации воспитательного процесса в шестой день.

Координатор проекта: педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования

Участники проекта: учащиеся объединений по интересам, педагоги, педагоги дополнительного образования, родители.

 

Сроки проведения: сентябрь 2023 года - май 2024 года.

 

Этапы

Предполагаемые результаты

Основные направления деятельности

Подготовительный

1. Создание инициативной группы по реализации проекта шестого дня «РАЗНоцветнЫЕ субботы»;

2. Накопление методической литературы по данной проблеме;

3. Укрепление тесного сотрудничества родителей и УДОДиМ;

4. Создание условий для совершенствования форм и методов игровой деятельности педагогов и учащихся.

Основной

1. Работа по «ЦВЕТОВЫМ» направлениям проекта;

2. Активное участие представителей общественности, родителей и заинтересованных в мероприятиях проекта;

3. Формирование воспитательной среды, соответствующей организационно-педагогическим требованиям;

4. Участие в районных конкурсах согласно календаря массовых мероприятий.

Заключительный

1. Реализация целей и задач проекта организации шестого дня «РАЗНоцветнЫЕ субботы»;

2. Обобщение накопленного опыта;

3. Анализ деятельности по реализации проекта;

4. Презентация проекта;

5. Участие в конкурсе на лучший проект по организации шестого дня.

 

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИИ ПРОЕКТА

 

1.  Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет сделать игровую деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной мере превратить её в фактор саморазвития.

2. Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка. Самоанализ деятельности своей и своих друзей. Целенаправленное сознательное самовоспитание приводит к совершенствованию личности.

3. Принцип «Каждое дело – творчески». Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела.

4. Отношения со взрослыми на основе сотрудничества. Отношения со взрослыми, выстроенные по такому принципу, помогают ребенку наиболее безболезненно и верно найти своё место во взрослом мире, максимально сочетая свои интересы и интересы окружающих, общества.

5. Расширение реальных прав и полномочий органов самоуправления побуждает ученика ответственно подходить к выбору своей позиции.

6. Активизация собственного «Я» учащихся, создание условий для раскрытия и осознания своих возможностей и способностей.

7. Коллективно-творческая деятельность, которая предоставляет наиболее благоприятные возможности для социального творчества, самопознания, самореализации личности.

8.  Метод педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой подростки чувствуют себя благополучно и комфортно.

9. Создание ситуаций, когда учащемуся самому нужно извлечь знания из окружающего мира, найти собственный путь и через это открыть мир и найти своё место в нем.

 

ФУНКЦИИ ПРОЕКТА

 

образовательная (обеспечивает обучение, воспитание и развитие личности в образовательном процессе)

информационная (предполагает передачу педагогом учащимся максимального объема информации, из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить)

ориентационная (способствует формированию социальной, целостной, профессиональной ориентации ребёнка в свободное время)

коммуникативная (расширяет возможности, круг делового и дружеского общения детей со сверстниками и взрослыми в свободное время)

социальной адаптации (обеспечивает механизмами и способами вхождения детей в сложную обстановку нестабильного общества)

комплексно-коррекционная (обеспечивает условия для оптимального продвижения каждого ребёнка в той или иной деятельности и в общем развитии)

релаксационная (реализует право детей на отдых и развлечения).

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Модель воспитательной системы - это описание той действующей или будущей системы, которую создали или создадут педагоги дополнительного образования, учащиеся и их родители.

В основу модели воспитательной работы в 6-й день положены принципы гуманизма, сотрудничества и сотворчества, единства воспитания, обучения, развития и социализации.  Это необходимое условие для взаимодействия педагогов, родителей и учащихся.

Принципы реализуются в единстве образовательной и воспитательной деятельности учащихся, в формировании у них общественно необходимых социальных ориентаций.

Модель организации и проведения шестого дня в государственном учреждении дополнительного образования «Россонский Центр детей и молодёжи» состоит из следующих блоков:

Образовательный – работа объединений по интересам в шестой день недели;

Воспитательно-развивающий – проведение общецентровских и районных мероприятий для учащихся ЦДиМ, учреждений образования района, педагогов и родителей.

Данная модель воспитательной работы в 6-й день разработана на основе социального заказа государства, с учетом сегодняшних условий развития ГУДО «Россонский ЦДиМ» и социально-экономических условий. Систематизирующим компонентом воспитательной системы является ребёнок с его реальными интересами, потребностями, нуждами.

Модель нацелена на:

формирование социокультурных компетентностей;

активной творческой и гражданской позиции;

профессионального самоопределения.

Данная система воспитательной работы в 6-й день предполагает учёт особенностей учащихся, развитие их активности, организацию досуга. Учащийся рассматривается не только как объект воспитательных воздействий, но и как субъект воспитания: он является участником воспитательного процесса, в котором сам формирует себя как личность под воздействием воспитательных влияний.

При организации воспитательной работы в шестой день недели особое внимание уделяется различным аспектам гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического и эстетического воспитания, формированию здорового образа жизни через информационно-просветительскую, коллективно-творческую и социально полезную деятельность.

Учащиеся имеют возможность, исходя из своих интересов и потребностей, принять активное участие в разнообразных мероприятиях. Воспитательная работа в Центре детей и молодежи организуется как в рамках одного объединения по интересам, непосредственно для его учащихся, так и для всех учащихся с учетом возраста. Планированием, организацией и проведением досуга учащихся в шестой день занимаются методисты, педагог-организатор, педагоги Центра.

Для достижения результатов модель воспитательной работы включает в себя следующие направления работы:

«Я - патриот!»

 «Я – эколог!»

«Я - за ЗОЖ!»

«Рука в руке»

«ARTпространство»

«ПрофБУМ»

«7я»

 

 

 

«Я – патриот!»

Цель: способствовать становлению позиции гражданина и патриота своей страны, повышению правовой и информационной культуры учащихся, информировать о правах и обязанностях, основах белорусского законодательства и государственного устройства, современной внутренней и внешней политике Беларуси.

 

«Рука в руке»

Цель: привлечение учащихся Центра к социально-значимой деятельности, развитие социальной инициативы; воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности, милосердия.

 

«Я – эколог!»

Цель: формирование экологического мировоззрения и экологической культуры личности учащихся, мотивации к сохранению окружающей среды, развитию ответственного отношения к окружающей среде и результатам своей деятельности, развитие активной жизненной позиции в бережном отношении к природе.

 

«Я – за ЗОЖ»

Цель: формирование ценностного отношения подростков к собственному здоровью и к жизни в целом, пропаганда здорового образа жизни.

 

«ARTпространство»

Цель: создание условий для формирования всесторонне развитой, активной, творческой личности учащегося средствами музыкального и декоративно-прикладного искусства.

 

«ПрофБУМ»

Цель: содействие формированию у молодёжи осознанного выбора профессиональной деятельности.

 

«7я»

Суббота – это отличная возможность для родителей не только больше общаться с ребенком, но и провести день вместе в Центре детей и молодежи, увидеть достижения своего ребенка, порадоваться его творческим успехам и начинаниям.

Совместная деятельность детей, их родителей и педагогов строится на основе сотрудничества, взаимопомощи, доверия и сотворчества.

 

Для реализации модели воспитательной работы в шестой день используются разнообразные формы воспитательной работы:

проектная деятельность;

тематические программы;

фестивали, конкурсы, выставки творческих работ;

игровая деятельность;

праздничные программы;

спортивные соревнования;

коллективные творческие дела;

экскурсии;

акции и др.

Они реализуются отдельно в объединениях по интересам, всем коллективом ГУДО, совместно со школами, организациями культуры и др.

В наше время культурно-досуговая деятельность имеет великое множество видов и форм. Она является неотъемлемым механизмом воспитания, образования и социализации не только детей и подростков, но всех и каждого.

Организационно-содержательное наполнение 6-го дня в Центре позволяет не только организовать досуг учащихся с привлечением их к занятиям творчеством, но и сформировать воспитательное пространство, а именно: расширить сеть объединений по интересам, привлечь «трудных» детей, родителей к совместной деятельности.

Реализация модели 6-го школьного дня предполагает достижение следующих результатов:

расширение сферы услуг для социума;

обеспечение оптимального сочетания технологий, форм и методов обучения, воспитания и развития учащихся;

сокращение пространства девиантного поведения учащихся, увеличение охвата учащихся, стоящих на различных видах учета, позитивными формами досуга;

снижение интеллектуально-эмоциональной нагрузки учащихся;

повышение уровня вовлечения родителей в воспитательное пространство 6-го школьного дня.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

повышение качества воспитания учащихся;

укрепление психофизического здоровья;

развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося;

осознанное понимание важности общественно полезного труда, осознанное участие в различных видах общественной работы;

налаживание более тесных контактов учреждения с родителями.

свернуть