АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Внимание к личности ребенка, его индивидуальности, раскрытие, развитие и реализация его способностей, личностных качеств обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса в шестой день. Наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы каждый ребёнок имел как можно больше возможностей для творческого развития, самоутверждения и самореализации, чтобы в шестой день недели обучающиеся могли принять активное участие в мероприятиях, направленных на интеллектуальное развитие, гражданское становление, приобретение и развитие трудовых навыков, на укрепление физического здоровья.
Для объединения усилий детей и взрослых в достижении образовательных, информационных, нравственных задач по решению педагогического совета учреждения был разработан проект под общим названием «РАЗНоцветнЫЕ субботы». Сущность проекта состояла в том, чтобы организовать разнообразный эффективный, социально-значимый, познавательный и полезный досуг учащихся в субботний день недели.
Идея проекта состоит в том, чтобы через разнообразные мероприятия реализовать творческий потенциал ребенка, повысить уровень его познавательной активности, способствовать эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, включить родителей в процесс воспитания личности ребенка.
Работая над проектом первым и самым важным для нас было наполнить жизнь Центра детей и молодёжи многообразной по содержанию деятельностью, использовать формы массовой, коллективной, групповой, индивидуальной работы с учащимися, которые бы позволили каждому из них включиться в интересную и значимую для него деятельность.
Сохранение психологического здоровья учащихся также является важнейшей задачей, поэтому уделяем внимание вопросам здорового питания, экологии окружающей среды, необходимости физических нагрузок и двигательной активности.
Почему мы назвали проект «РАЗНоцветнЫЕ субботы». С одной стороны, они РАЗНЫЕ, то есть разнообразные по наполнению, по форме проведения, а с другой стороны цветные – соответствуют тому или иному цвету в психологии. Психологами давно установлено, что цвет значительно влияет на психоэмоциональное восприятие человеком различных вещей. В нашем случае каждая суббота цветная в зависимости от названия мероприятия и его содержания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Внимание к личности ребенка, его индивидуальности, раскрытие, развитие и реализация его способностей, личностных качеств обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса. Субботние дни в большинстве своем стали днями развития, интеллектуального развития и личностного становления, позволяющими актуализировать творческие способности учащихся, сформировать у них устойчивый интерес к познавательной деятельности, целенаправленно и систематически укреплять физическое и психическое здоровье детей.
В нашем учреждении проводится серьезная работа по содержательному наполнению свободного дня, наметилась определенная стабильность и системность в его организации. Однако острым стал вопрос, как увеличить процент посещаемости учащимися шестого дня, чтобы продолжать воспитывать привычку к содержательному досугу, здоровому образу жизни, вовлекать молодежь в творческую и социально значимую деятельность.
Для учащихся созданы условия для самовыражения и самоутверждения личности. Основными аспектами проекта являются включение детей и молодёжи в активную общественную жизнь и осознание им основной социальной роли человека. Участие педагогов, учащихся, родителей, общественных организаций, совместное творчество и фантазия - главные принципы субботнего дня.
Таким образом, воспитательная работа в 6-й день, являясь частью целостной системы воспитания УДОДиМ, ориентирована на организацию активного отдыха, которая способствует снижению усталости, укреплению здоровья учащихся, их интеллектуальному развитию и гражданскому становлению.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта – создание единого воспитательного пространства в шестой день, которое помогает личностному росту учащихся, их самоопределению, самоутверждению, самореализации в различных видах деятельности.
Задачи:
1. создать модель организации шестого дня для реализации воспитательных функций образовательного процесса;
2. содействовать творческому личностному развитию учащихся их их самоопределению, самоутверждению, самореализации, опираясь на индивидуальные особенности личности;
3. расширить культурное пространство личности учащихся, развить его потенциал с помощью разнообразных видов организации воспитательного процесса в шестой день.
Координатор проекта: педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования
Участники проекта: учащиеся объединений по интересам, педагоги, педагоги дополнительного образования, родители.
Сроки проведения: сентябрь 2023 года - май 2024 года.
Этапы
|
Предполагаемые результаты
|
Основные направления деятельности
|
Подготовительный
|
1. Создание инициативной группы по реализации проекта шестого дня «РАЗНоцветнЫЕ субботы»;
2. Накопление методической литературы по данной проблеме;
3. Укрепление тесного сотрудничества родителей и УДОДиМ;
4. Создание условий для совершенствования форм и методов игровой деятельности педагогов и учащихся.
|
Основной
|
1. Работа по «ЦВЕТОВЫМ» направлениям проекта;
2. Активное участие представителей общественности, родителей и заинтересованных в мероприятиях проекта;
3. Формирование воспитательной среды, соответствующей организационно-педагогическим требованиям;
4. Участие в районных конкурсах согласно календаря массовых мероприятий.
|
Заключительный
|
1. Реализация целей и задач проекта организации шестого дня «РАЗНоцветнЫЕ субботы»;
2. Обобщение накопленного опыта;
3. Анализ деятельности по реализации проекта;
4. Презентация проекта;
5. Участие в конкурсе на лучший проект по организации шестого дня.
|
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИИ ПРОЕКТА
1. Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет сделать игровую деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной мере превратить её в фактор саморазвития.
2. Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка. Самоанализ деятельности своей и своих друзей. Целенаправленное сознательное самовоспитание приводит к совершенствованию личности.
3. Принцип «Каждое дело – творчески». Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела.
4. Отношения со взрослыми на основе сотрудничества. Отношения со взрослыми, выстроенные по такому принципу, помогают ребенку наиболее безболезненно и верно найти своё место во взрослом мире, максимально сочетая свои интересы и интересы окружающих, общества.
5. Расширение реальных прав и полномочий органов самоуправления побуждает ученика ответственно подходить к выбору своей позиции.
6. Активизация собственного «Я» учащихся, создание условий для раскрытия и осознания своих возможностей и способностей.
7. Коллективно-творческая деятельность, которая предоставляет наиболее благоприятные возможности для социального творчества, самопознания, самореализации личности.
8. Метод педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой подростки чувствуют себя благополучно и комфортно.
9. Создание ситуаций, когда учащемуся самому нужно извлечь знания из окружающего мира, найти собственный путь и через это открыть мир и найти своё место в нем.
ФУНКЦИИ ПРОЕКТА
образовательная (обеспечивает обучение, воспитание и развитие личности в образовательном процессе)
информационная (предполагает передачу педагогом учащимся максимального объема информации, из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить)
ориентационная (способствует формированию социальной, целостной, профессиональной ориентации ребёнка в свободное время)
коммуникативная (расширяет возможности, круг делового и дружеского общения детей со сверстниками и взрослыми в свободное время)
социальной адаптации (обеспечивает механизмами и способами вхождения детей в сложную обстановку нестабильного общества)
комплексно-коррекционная (обеспечивает условия для оптимального продвижения каждого ребёнка в той или иной деятельности и в общем развитии)
релаксационная (реализует право детей на отдых и развлечения).
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Модель воспитательной системы - это описание той действующей или будущей системы, которую создали или создадут педагоги дополнительного образования, учащиеся и их родители.
В основу модели воспитательной работы в 6-й день положены принципы гуманизма, сотрудничества и сотворчества, единства воспитания, обучения, развития и социализации. Это необходимое условие для взаимодействия педагогов, родителей и учащихся.
Принципы реализуются в единстве образовательной и воспитательной деятельности учащихся, в формировании у них общественно необходимых социальных ориентаций.
Модель организации и проведения шестого дня в государственном учреждении дополнительного образования «Россонский Центр детей и молодёжи» состоит из следующих блоков:
Образовательный – работа объединений по интересам в шестой день недели;
Воспитательно-развивающий – проведение общецентровских и районных мероприятий для учащихся ЦДиМ, учреждений образования района, педагогов и родителей.
Данная модель воспитательной работы в 6-й день разработана на основе социального заказа государства, с учетом сегодняшних условий развития ГУДО «Россонский ЦДиМ» и социально-экономических условий. Систематизирующим компонентом воспитательной системы является ребёнок с его реальными интересами, потребностями, нуждами.
Модель нацелена на:
формирование социокультурных компетентностей;
активной творческой и гражданской позиции;
профессионального самоопределения.
Данная система воспитательной работы в 6-й день предполагает учёт особенностей учащихся, развитие их активности, организацию досуга. Учащийся рассматривается не только как объект воспитательных воздействий, но и как субъект воспитания: он является участником воспитательного процесса, в котором сам формирует себя как личность под воздействием воспитательных влияний.
При организации воспитательной работы в шестой день недели особое внимание уделяется различным аспектам гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического и эстетического воспитания, формированию здорового образа жизни через информационно-просветительскую, коллективно-творческую и социально полезную деятельность.
Учащиеся имеют возможность, исходя из своих интересов и потребностей, принять активное участие в разнообразных мероприятиях. Воспитательная работа в Центре детей и молодежи организуется как в рамках одного объединения по интересам, непосредственно для его учащихся, так и для всех учащихся с учетом возраста. Планированием, организацией и проведением досуга учащихся в шестой день занимаются методисты, педагог-организатор, педагоги Центра.
Для достижения результатов модель воспитательной работы включает в себя следующие направления работы:
Цель: способствовать становлению позиции гражданина и патриота своей страны, повышению правовой и информационной культуры учащихся, информировать о правах и обязанностях, основах белорусского законодательства и государственного устройства, современной внутренней и внешней политике Беларуси.
Цель: привлечение учащихся Центра к социально-значимой деятельности, развитие социальной инициативы; воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности, милосердия.
Цель: формирование экологического мировоззрения и экологической культуры личности учащихся, мотивации к сохранению окружающей среды, развитию ответственного отношения к окружающей среде и результатам своей деятельности, развитие активной жизненной позиции в бережном отношении к природе.
Цель: формирование ценностного отношения подростков к собственному здоровью и к жизни в целом, пропаганда здорового образа жизни.
Цель: создание условий для формирования всесторонне развитой, активной, творческой личности учащегося средствами музыкального и декоративно-прикладного искусства.
Цель: содействие формированию у молодёжи осознанного выбора профессиональной деятельности.
Суббота – это отличная возможность для родителей не только больше общаться с ребенком, но и провести день вместе в Центре детей и молодежи, увидеть достижения своего ребенка, порадоваться его творческим успехам и начинаниям.
Совместная деятельность детей, их родителей и педагогов строится на основе сотрудничества, взаимопомощи, доверия и сотворчества.
Для реализации модели воспитательной работы в шестой день используются разнообразные формы воспитательной работы:
акции и др.
Они реализуются отдельно в объединениях по интересам, всем коллективом ГУДО, совместно со школами, организациями культуры и др.
В наше время культурно-досуговая деятельность имеет великое множество видов и форм. Она является неотъемлемым механизмом воспитания, образования и социализации не только детей и подростков, но всех и каждого.
Организационно-содержательное наполнение 6-го дня в Центре позволяет не только организовать досуг учащихся с привлечением их к занятиям творчеством, но и сформировать воспитательное пространство, а именно: расширить сеть объединений по интересам, привлечь «трудных» детей, родителей к совместной деятельности.
Реализация модели 6-го школьного дня предполагает достижение следующих результатов:
обеспечение оптимального сочетания технологий, форм и методов обучения, воспитания и развития учащихся;
сокращение пространства девиантного поведения учащихся, увеличение охвата учащихся, стоящих на различных видах учета, позитивными формами досуга;
повышение уровня вовлечения родителей в воспитательное пространство 6-го школьного дня.
осознанное понимание важности общественно полезного труда, осознанное участие в различных видах общественной работы;
налаживание более тесных контактов учреждения с родителями.