РУС БЕЛ ENG

Янковичский сельский совет

🔶Памятник землякам д.Янковичи🔶

  

       Участники автопробега по памятным местам Россонщины (14.09.2024) в преддверии Дня народного единства

свернуть

🔶Стела на могиле жертв фашизма д.Янковичи🔶

Мирные жители расстреляны немецко-фашистскими захватчиками в июле 1941 года 

Захоронение №8115

 

свернуть

🔶Стела на могиле Михаила Пожарского🔶

Весной 1943 года при помощи авиапланерных групп  проведены две крупные планерно-десантные операции. В операциях принимали участие специально подготовленные для полета в ночное время пилоты-планеристы.

В июне-июле 1943 года из 399-го авиаполка связи были выделены 8 экипажей для полётов к партизанам. Экипаж состоял из планера на буксире за самолетом.  Виктор Ильич Терещатов в своей книге «900 дней в тылу врага» вспоминает:«…Жарким июльским днем мы прибыли на аэродром в поселок Старая Торопа. Командир бригады объяснил нам, что полетим мы на маленьких самолётах Р5 и на планерах, которые будут буксировать самолёты. Переправка займёт несколько ночей. Летим  мы  в Белоруссию,  в  партизанский  край,  Россонский район,  деревня  Селявщина.  Там  имеется  аэродром  для  посадки  самолётов.  На этот раз на всех нас было армейское обмундирование, только без погон, яловые сапоги, новые фуфайки. Местные почему-то окрестили нас «москвичами». Через несколько  дней  бригада  была  вся  в  сборе,  в  деревне  Селявщина.  К сожалению,  не  обошлось  без  жертв.  Последним самолётом прилетел комбриг Назаров с радистами. Нам оставалось получить багаж, и можно было приступать к делу. Однако во время переброски не всё прошло благополучно. Часть людей переправляли сюда планером. Планер был старый, и, когда его отцепили от буксирующего самолета, он стал сильно вибрировать. Планерист не смог справиться с управлением. Планер разбился.   Когда планер отцепили, он, по-видимому потерял скорость  потерпел аварию. Погиб хороший парень Миша Пожарский - 05.08.1943 при посадке планера на аэродром Селявщина».

Захоронение №2645 

свернуть

🔶Стела на могиле жертв фашизма д.Балбечино🔶

Захоронены 67 жителей деревень Балбечино, Рудня, Прихабы, Селявщина, расстрелянные в ноябре 1943 года

Захоронение №7995 

свернуть

🔶Стела на могиле жертв фашизма д.Грибёл🔶

 

В д.Грибёл также сожжены 3 женщины и 7 детей из д.Котельна Полоцкого района, фамилии неизвестны.

Захоронение №7995 

свернуть

🔶Обелиск на братской могиле д.Грибово🔶

Захоронено 4 советских воина, погибших в 1941 г. Их имена неизвестны

Захоронение №7992 

 

свернуть

🔶Обелиск на воинском захоронении д.Янковичи🔶

🔶Стела на братской могиле д.Прибытки🔶

🔶Стела на могиле братьев Ивана и Николая Соловьева🔶

На гражданском кладбище агрогородка Селявщина братская могила, в которой захоронены два брата: Николай и Иван Соловьёвы. Юный партизан-разведчик отряда имени В.М. Молотова бригады имени И.В.Сталина Иван Соловьев при исполнении боевого задания был схвачен немецко-фашистскими захватчиками и замучен.  В 1969 на братской могиле поставлен памятник с надписью «Светлая память братьям Ивану и Николаю Соловьёвым”.   

  

 Захоронение №2644 

свернуть

🔶Стела на могиле жертв фашизма аг.Селявщина №5797🔶

🔶Стела на могиле жертв фашизма аг.Селявщина №5796🔶

🔶Стела на могиле П.М.Глазкина д.Межно🔶

🔶Стела на месте братской могилы д.Межно🔶

🔶Стела на могиле М.Е. Зимера🔶

🔶Мемориальная доска на месте базирования Россонского подпольного райкома КП(б)Б🔶

🔶Памятник землякам аг.Селявщина🔶

🔶Скульптура летчика (Место партизанского аэродрома)🔶

За скульптурой лётчика находится поле. На этом поле в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 находился аэродром, который связывал партизанскую зону с большой землёй  находится в 0,5 км на восход от деревни Селявщина, там где с 1942 года по ноябрь 1943 г существовал партизанский аэродром.

Полеты в партизанские зоны Витебщины проводил 105 отдельный гвардейский авиаполк. Основной аэродром находился в Понизовье, а аэродром так называемого «подскока» выбрали поближе к линии фронта. Полёты совершали в тыл противника на 150 км с посадкой в селе Селявщина, расположенном в сорока километрах от Полоцка. Руководителем полетов был назначен штурман полка майор Александр Бойко.

На протяжении года, через Селявщинский аэродром партизаны получили до трехсот тонн военного груза, на оккупированную территорию доставлено с советского тыла почти триста человек. На самолетах вывозили в советский тыл раненых и больных, женщин и детей, партизанскую почту.

Летать к партизанам приходилось каждый день. Лётчики забрасывали разведчиков, перед которыми стояла задача: пройти из партизанского края все немецкие тылы, выйти на Большую землю и доложить обо всём увиденном на оккупированной территории. Были такие смельчаки, которых по 8 раз забрасывали в тыл врага, и они выходили на Большую землю. Партизаны специального отряда по обслуживанию аэродрома встречали самолёты, охраняли важные грузы, отправляли раненых на Большую землю.

В боевых операциях выделились летчики А.П. Мамкин и Л. Тарасов, А.В. Жога.  Летчики 105-гвардейского авиаполка А.П. Мамкин, Д.П. Кузнецов совершили подвиг, спасая детей из полоцкого детского дома 10.04.1944г. Прототип лётчика Мамкина А.П. стал основой для создания скульптуры. 

БИОГРАФИЯ МАМКИНА А.П. (Родился Мамкин Александр Петрович в 1916 году в селе Крестьянское Воронежской области. В 1936 году поступил в Балашовскую школу ГВФ. После окончания школы был направлен в Таджикское управление гражданского воздушного флота. С 1942 года служил в действующей армии в рядах 105-го гвардейского отдельного авиаполка (ОГАП) гражданского воздушного флота. За время службы совершил не менее 70 ночных вылетов в тыл врага в расположение партизанских отрядов на самолёте Р-5. Скончался от ожогов 17 апреля 1944 года. Награжден орденами Красного знамени, Отечественной войны, медалью "Партизану Отечественной войны".

ИСТОРИЯ ПОДВИГА МАМКИНА А.П. 

В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года в самолет Мамкина удалось вместить 10 детей, двух раненых партизан и воспитательницу Валентину Латко. При пересечении линии фронта Р-5 был атакован истребителем и загорелся. У Мамкина был парашют, но допустить гибель детей он не мог. И посадил самолет, управляя им в горящей кабине. От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота. Горела одежда, горел шлемофон, плавились лётные очки. Ноги Александра обуглились до костей, но он продолжал полёт, пока не нашёл подходящую площадку на берегу озера недалеко от расположения советских частей. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда. Подоспевшие солдаты немедленно переправили Александра в госпиталь, но ожоги были слишком обширны и сильны. 17 апреля 1944 года он скончался. Все пассажиры самолёта спаслись.

Из архивной справки Центрального архива города Подольска: «В донесении командира первой транспортно-бомбардировочной авиаэскадрильи 105 ОГАП ГВФ командиру о боевой работе за апрель 1944г. в  разделе «боевые потери» указано: «В ночь с 10 на 11 апреля самолёт Р-5 02-03, пилотируемый гвардии лейтенантом Мамкиным, при возвращении на  базу с партизанской площадки Вечелье, не долетая линии фронта, был подбит зенитным огнём противника, от чего загорелся в воздухе. На  горящем самолете, сгорая заживо, летчик Мамкин произвел посадку на берегу озера Болныря. В результате чего были спасены 10 детей, 2 раненых партизана и воспитательница».

Как мог ничего не видящий человек с вплавившимися в лицо очками —  «консервами» лететь? Как мог держать штурвал. Как мог обгоревшими до  косточек ногами нажимать на педали и совершить посадку?

ПАМЯТЬ

Кадры кинохроники с лётчиком Мамкиным и детьми вошли в фильмы «Народные мстители», «Дорога без привала», 4 серию эпопеи «Великая Отечественная война» (4-я серия), а также в седьмой фильм белорусского документального цикла «Война. Известная и неизвестная». В 227-й школе Москвы существует музей боевой славы 105-го авиаполка ГВФ. В школе № 1 Велижа был создан музей Александра Мамкина. На школе в Репьевском районе Воронежской области, где учился Александр установлена мемориальная доска. Именем А. П. Мамкина названа улица в Полоцке. Около деревни Селявщина Россонского района Витебской области на месте партизанского аэродрома возведен памятник А. П. Мамкину. Недалеко от вероятного места последнего приземления самолета А. П. Мамкина в деревне Труды Полоцкого района установлен обелиск.

  

                                                                                                                                 ФОТО 1974 года

свернуть

🔶Памятник в честь Россонской партизанской бригады им. И.В. Сталина🔶

поделиться в: